Сегодня, возвращаясь с работы, завела сама с собой разговор в голове о драме и трагедии в художественных произведениях.
И то и другое люблю, ценю, практикую. Но выяснила, что к нынешнему времени к драме у меня бОльшие ограничения. Не люблю драмы необоснованной, не люблю драмы ради драмы, также не люблю слишком приближенной к реалиям, когда замешаны болезни, бедность, прочие вещи, которые при всём желании не дают вырваться из порочного круга. Больше всего люблю драму с сюжетом "сам придумал, сам страдает", когда персонаж так уверовал в неразрешимость проблемы, что порубил кусками свою жизнь, личность и мир вокруг, а решение-то было недалеко, например "забей и иди жить жизнь", "брось это", "измени свой угол зрения". Очень люблю, когда получается страдальческое поведение персонажа перевести в разряд искусства, а не сидеть с рукой у лица с мыслью "какой-то он тупой, и поведение его не изящное".
К трагедии в этом плане претензий меньше, потому что двигатель трагедии - непреодолимые обстоятельства. Какие недовольства ты выразишь стихии, и разве будешь рассматривать каждое её действие под микроскопом? В трагедии больше моментов принимается на веру, и меньше шанс всрать верибельность и развалить условный мир.
Но. Конечно появляется но. Пока я только начала серьёзнее погружаться в тему трагедии (драмами я интересовалась всю сознательную жизнь, и даже имею статус гуру страдашек в узких кругах), появилось "но" первое: вкусовщина. Оказывается, непреодолимые обстоятельства могут быть разными. И я на примере всякой манги, нонконформисткой литературы и кино, и Шекспира (особенно Шекспира, горю и обмазываюсь) раньше познавала только глубины невероятного стечения трагических случайностей, с которыми человек, даже прилагая все возможные и невозможные усилия, ничего не мог поделать, что приводило в итоге к тому, к чему приводило. А после подселения в голову Чехова я познала другую трагедию: построенную на отсутствии каких-либо случайностей. На отсутствии действий. На том, что рутина, бездействие и болото приводят к тому, к чему приводят, не хуже стихии. Только это не так красиво внешне и ужасающе страшно изнутри. И знаете. Дайте мне Шекспира обратно, он больше похож на романтизированное фэнтези, и не заставляет думать о том, куда каждый из тех, кто остановился и решил, что всё само как-нибудь наладится, в итоге придёт.